|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ

Сущее социального мира и социальная реальность раскрываются социологическому мышлению всегда в различии, т. е. из онтико/онтологического различия, под коим подразумевается различие "объективированное/необъективированное". В социологии онтико/онтологическое различие дано уже как двойственность субъекта и объекта: исследователь противопоставляет себя как сущее — социальной реальности как горизонту предметности (Gegenstandlichkeit) познания. Социальная реальность, взятая как упорядоченность/изменчивость, принадлежность/необратимость последовательности событий есть различие само по себе. Онтико/онтологическое различие соотносит различия, понимаемые как сущие социального мира, с различием самим по себе, т. е. с социальной реальностью. Это различие устанавливает не опосредствованное никаким тождеством первичное (логическое) отношение между "сущим социального мира" и "социальной реальностью". Оно собирает воедино, с одной стороны, все социальные различия как различия между сущими социального мира, и пространственно-временные различия — с другой. Тем самым различие "сущее социального мира/социальная реальность" есть условие возможности изоморфизма социальных и пространственно-временных различий.

Онтико/онтологическое различие не является концептуальным дополнением к сущему социального мира или социальной реальности или действительным отношением между ними: оно — "объяснительная структура", в которой и из которой являют себя сущее и социальная реальность. Различие "сущее социального мира/социальная реальность" как различие "объективированное/необъективированное" является "объяснительной структурой" в том смысле, что она есть необходимый момент любого возможного социологического опыта29 (подобно тому, как различие "явление/вещь сама по себе" лежит в основе вопроса И. Канта о том, как возможны синтетические суждения a priori). В таковом качестве оно выступает имманентным обосновывающим контекстом «открытости» социальной реальности и социологического опыта. Открытость — модус данности социальной реальности опыту, означающий, в конечном итоге, ее осмысленность и объяснимость, обусловленные различением "объективированное/необъективированное", а не то, что науке дана социальная действительность в себе и для себя. Но «открытость» не есть другое имя сознания, она — само "положение вещей". Открытость дана как различие "объективированное/необъективированное" и лишь в нем. В качестве осмысленности и объяснимости открытость не добавляет к социальной реальности некие атрибуты сверх того, чт? она есть. Открытость социальной реальности обладает характером пространственности-временности.

Присутствие сущего социального мира есть горизонтная открытость способов его бытийствования. Так как социальная реальность есть бытийствование социального мира как реальности сущего социального мира, то социология всегда исходит из него и ориентируется на него. Отсюда, все социологические понятия должны относиться к данным возможного социального опыта.

Присутствие сущего социального мира представляет не сущее, а само присутствие. Присутствие — всего лишь (описываемый в системе социологических различий) означаемый референт. Он не является абсолютной данностью, но, испытывая конструирующие воздействия социологического познания, производится научным производством30. Любое социологическое различие — это всегда различие между сущим социального мира и социальной реальностью. Существует ли что-либо прежде онтико/онтологического различия или различия "объективированное/необъективированное"? Само различие, различие как таковое существует до сущего социального мира и социальной реальности. Это утверждение справедливо, потому что всякая практика, вне и независимо от какой-либо социологии, является различием.

В самом общем виде, социальная реальность открывается в практиках посредством различия "сущее социального мира/социальная реальность", означающего упорядоченность-изменчивость (либо принадлежность/необратимость последовательности событий) и являющегося условием различимости всех социальных различий. Это различие есть онтико/онтологическое, т. е. диалектическое, логико-гносеологическое различие между тематизированным и нетематизированным, предикативным и непредикативным, и его нельзя онтологизировать31. Однако спонтанная склонность социологии к "научному реализму"32 de facto делает популярной именно онтологическую интерпретацию различия "сущее социального мира/социальная реальность", что позволяет исследователям вписывать социальную действительность в свои концепции.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.