|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ

Дело в том, что в подавляющем большинстве социальных теорий онтико/онтологическое различие является в строгом смысле основополагающим, поскольку выступает формой отношения основание/обоснованное. "Социальная реальность" или ее субституты (такие как "социальная система", «общество», "социальное действие" и т. п.) в таких теориях служит причиной сущих социального мира, полагается основой видимого многообразия социальных явлений. Здесь социальная реальность бытийствует как основание, субстанция социального мира, и как реальность сущего социального мира, и как исходное различие. Такое различие представляет собой «фрактал» социальной теории, в котором закодировано строение любого ее элемента. Мы же не рассматриваем социальную реальность как причину или производящую основу всех сущих социального мира, в силу чего исходное различие приобретает не онтологический, а диалектический характер.

Вместе с тем, социальная наука рассматривает любое социальное различие или событие социального мира как сущее, т. е. предмет своего познания. "Нормативное ядро" установки этого познания можно представить следующим образом. Во-первых, все социальные различия отличаются по их принадлежности (пространственность) к зафиксированным ранее необратимым последовательностям событий (временность), каковые изучаются с целью установления статистических закономерностей. Во-вторых, все социальные различия (или сущие социального мира) определяются в зависимости от принадлежности к необратимым последовательностям событий путем задания пространства-времени социального мира. В-третьих, изменения сущих описываются в терминах причинно-следственных отношений, т. е. в рамках регулярных необратимых последовательностей социальных событий, интерпретируемых как время социального мира. Такая методологическая установка идентифицирует познание с представлением пространственно-временн?го поведения сущих социального мира. В сущности, социальная наука связывает каждое объективированное социальное различие с различием "объективированное (предмет исследования)/необъективированное (социальная реальность как пространственно-временной горизонт социологического познания)". Посему эмпирическое исследование вряд ли может претвориться в жизнь без онтологизации социальной реальности (приписывания ей статуса "одного из" объективно существующих предметов исследования), влекущей за собой онтологизацию пространства-времени социального мира33.

Следует различать реализм относительно сущих социального мира, утверждающий, что многие предметы социологических теорий существуют, и реализм относительно теорий, утверждающий, что они"…являются истинными или ложными независимо от того, что мы знаем…" [9, с. 41]. По мере перехода от социальной теории к эксперименту силы социологического номинализма тают. «Прямое» доказательство существования сущего социального мира заключается в способности агентов научного производства практически оперировать с ним, измерять его или"…каким-либо образом понимать его причинные силы" [там же, с. 281]. Вердикт о реальности какого-либо предмета социологической теории выносят «деяния» агентов, а не их медитации. Применение любой социологической теории нуждается в специфическом «аппарате» измерения, исключенном из измеряемой совокупности социальных различий34. В границах эпистемологического разрыва между предметом исследования и исследователем комплекс измерительных средств (как ментальных, так и материальных) находится на стороне исследователя. Каждое социальное различие существует и имеет смысл только в связи с конкретными средствами измерения в конкретной ситуации измерения35.

***

Предицируемая посредством открываемых практиками различий социальная реальность структурирована как пространственность-временность всего сущего социального мира. Схемы пространственности и временности сводятся к социальной реальности, но не принадлежат к ней. Пространство-время per abusa есть имя производства/воспроизводства (время) социальных различий (пространство). Производство/воспроизводство социальных различий делает возможным введение пространственно-временной метрики социального мира.

Социальная реальность как небытийственное бытийствование социального мира есть возможность возможности любой возможной социологии. Она — условие возможности социологического опыта, и в силу этого — "предмет социологии" (ср. [10]). Будучи возможностью существования социологического познания, возможность возможности традиционно обозначается как трансцендентальное условие. В качестве условия возможности познания существовать и не существовать, социальная реальность не является понятием (схоластической универсалией, отражающей некую абстрактную общность сущих социального мира) или всеобщим родом (чьим видом могла бы стать социологическая теория), но состоянием или способом осуществления социологии. Критерии социальной реальности не отделимы от нее самой. Коль скоро она является конститутивной возможностью социологического мышления, фоновые определения социальной реальности (через суждения о существовании тех или иных предметов исследования) содержатся в любом социологическом тексте. Именно потому, что социология опирается на тетические суждения, она пренебрегает и пытается практически устранить эксплицитные представления о социальной реальности.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.