|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Этико-политические идеи Эразма Роттердамского.

«Книга антиварваров» начинается с постановки вопроса о причинах упадка наук и искусств, которые в древности процветали. В ходе изложения Эразм стремится показать, что античная светская образованность – составная часть самого христианского совершенства, мировой гармонии в его понимании, причем роль образованности заключается в стимулировании сознательной активности людей в процессе их нарвственного совершенствования в реальной действительности. Таким образом уже в этом трактате был поставлен вопрос о значении свободы воли человека.[27]

Эразм примыкает к концепции «двух истин», считая, что учёность пользуется доказательствами в своём исследовании вопроса, а благочестие опирается на веру. Для него более характерна ориентация благочестия, то есть всей сферы морального поведения человека, и на знание. Отсюда максимальное приближение зафиксированного в Библии вероучения к знанию, а по возможности, даже к философии.[28]

Мы уже упоминали о презрительном отношении Эразма к «толпе», «черни». Из ряда мест «Оружия христианского воина» нетрудно понять, что под этими словами он всегда имел ввиду не конкретные социальные группировки, а определенные качества, не отвечавшие его нравственным требованиям. Подобными отрицательными терминами Эразм определяет тех, чей разум подвластен низким страстям и порокам, которые, по его мнению, не дают права на звание человека, тех, кто не имеет своего убеждения и бессознательно следует мнениям невежественной толпы и своим природным страстям.[29]

Можно констатировать, что в «Книге антиварваров» Эразм пошел по пути включения античной культуры в христианскую. Это прежде всего и предопределило его философские симпатии. Особую роль для него играл платонизм. Вернее, важна косвенная зависимость его мировоззрения от платонизма, проявлявшаяся, например, в высокой оценке богослова-неоплатоника Оригена.[30]

Вопрос о социальных взглядах Эразма требует особого рассмотрения. Как мы видим, в «Оружии христианского воина» он даёт яркие примеры резких контрастов в обществе, однако имеет ввиду не социальные проблемы, а проблемы нравственного совершенства христианина. Вместе с тем, Эразм указывает и на то, что исходным пунктом для выполнения христианином закона любви должно служить достигнутое им уже до того достоинство человека; идеал требуемой от человека христианской нравственности основан на понимании собственного нравственного сознания человека, на сознании высокого значения человеческого достоинства. Только в применении к человеку, достигшему этого сознания, как считал Эразм, можно говорить о его дальнейшем – христианском – нравственном совершенствовании.[31] Это очень важный пункт в нашем анализе этико-политических идей и гуманистического мировоззрения Эразма.

b. Теологические идеи Эразма Роттердамского

Умозрительно-богословские построения схоластики были глубоко чужды и враждебны Эразму. Он оставался в стороне от построений естественной теологии, и тем сильнее сосредоточивался на моральной проблематике. В этих условиях проявились адогматизм и рационализм Роттердамца. Эразм восстал против богословской архаики , и в качестве одного из самых эффективных орудий против неё видел предельное заострение аллегорического, иносказательного истолкования образов и изречений Писания. Это и определило выбор названия для одного из самых знаменитых его философских произведений «Оружие христианского воина», в котором Эразм переосмыслил образ оружия, кинжала, из военного, в последовательно моральное понятие.[32]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.