|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
1.  Наивный крестьянский монархизм.

В советской исторической науке эта черта русского национального характера в применении к социально-политическим взглядам народных «низов» получила наименование «наивного крестьянского монархизма» - веры в то, что царская власть противостоит социальной несправедливости, что «истинный» царь должен защищать крестьян от притеснений чиновников и дворян. Собственно говоря, на наш взгляд, «наивный крестьянский монархизм» – понятие относительное, поскольку оно базируется на действительно имевшей место независимости самодержавия от «бояр и чиновников», а монарх в любом случае был обязан заботиться о благе для каждого своего подданного. Иногда в исследовательской литературе можно встретить мнение о неудачности общепринятого определения крестьянского монархизма как наивного. К сожалению, на сегодняшний день нет другого более точного определения, позволяющего различать монархизм крестьянства, его монархические иллюзии, и «официальный», идеологизированный монархизм господствующего класса и самодержавной власти. Кроме того, коренное различие между крестьянским и дворянским монархизмом необходимо учитывать хотя бы потому, что лозунги наивного крестьянского монархизма включены в идеологические системы, провозглашающие и оправдывающие отмену либо резкое сокращение феодальной ренты, и ликвидацию крепостного права, и физическое истребление дворян, и даже вооруженную борьбу с царскими войсками. Думается, что крестьянский монархизм имел острую антифеодальную окраску во многом потому, что крестьяне были не в силах понять реальную социальную суть абсолютистского государства. Кроме того, следует отметить, что наивный крестьянский монархизм носил явный патерналистический характер. Детальное описание жалюзи вертикальные стоимость у нас.

Как нам кажется, в XVIII веке само российское государство в значительной степени держалось на личностном статусе монарха. При этом сам монарх не может знать, каков на самом деле его реальный статус в народном сознании и на что он может рассчитывать в критический момент. В то же время этот личностный статус монарха весьма четко обозначен в народных представлениях о власти.

Как бы ни хотелось царю соответствовать «народному» идеалу «милостивого» царя, у него ничего не выйдет, хотя бы по той причине, что в любом случае он, даже проводя «милостивую» политику, будет исходить из своих личных, а не народных убеждений. Тем не менее, личностный статус царя изначально (по крайней мере, со времен Ивана III) предполагается очень высоким. Царь оказывается искусственно и по собственной воле отдален от народа ритуалами и прочей атрибутикой, то есть его роль «отца родного» народу к XVIII столетию становится весьма условной и держится только в силу традиционных консервативных представлений народа о власти. Впрочем, это традиционное рабство царю, олицетворявшему в народных представлениях носителя высшей Правды, не есть, собственно, рабство, но отдача себя под власть справедливого отца – могущественного царя.

В исследовательской литературе неоднократно подчеркивается стойкость и живучесть этих сторон крестьянского политического сознания.

Наивный крестьянский монархизм отделял царя от сановников, бюрократии, помещиков и заводовладельцев, противопоставлял их друг другу и тем самым идеализировал образ монарха, полностью отождествляя интересы крестьянства с его интересами. В народном понимании «бояре и чиновники» блокировали благие царские намерения, разрушали прямые и обратные связи между государем и народом. К непосредственному начальству крестьяне относились с недоверием и в силу его недостаточной компетентности, своекорыстия, грубости и жестокости.

«Наивный крестьянский монархизм» прослеживается и в поисках «милостивых» царских указов, и в упорном стремлении добраться до верховной власти. Во многом это объясняется тем, что наивный крестьянский монархизм, вера в мнимые царские «милости» есть не что иное, чем оправдание и обоснование крестьянского сопротивления местным властям, феодалам, якобы искажающим истинную царскую волю. Народное сознание не способно расстаться с чисто феодальным средневековым представлением о справедливости и благости царя (т.е. признанием его надсоциальной и доброй силой). Поэтому оно ищет малейшую возможность приписать эти несчастья царскому окружению.

Перейти на страницу: 1 2 3

 
Европейский тип брачности
Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
 
Брак и семья у русских
В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
Рекомендуем к прочтению
Старение населения
Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
Причины межрегиональных контрастов
Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
Аборт - всегда аборт
О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.