Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический
раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования.
Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой
проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.
Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными
силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят
социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности (все элементы,
составляющие объект исследования) и подвергается сплошному обследованию. Но проблема
возникает, когда объект исследования слишком велик и о сплошном обследовании не
может идти и речь социологи прибегают к выборочному методу. Без статистики и выборки,
такие масштабные исследования проводить нельзя. Они могут быть страшно затратными,
но совершенно неверными.
Есть такая французская пословица, которая довольно хорошо передаёт суть
выборочного метода, и основные причины его широкого распространения: «Чтобы понять
вкус супа, не стоит съедать весь котелок – достаточно одной ложки». В этом заключается
актуальность изучения выборки и пока будут проводится социологические исследования,
будет возникать проблема построения выборки. Практически ни в одном исследовании,
даже при идеальных условиях (большой финансовый бюджет, согласия заказчика с длительными
сроками его проведения, относительная простота цели и задач), не осуществляется
стопроцентное изучение генеральной совокупности, хотя бы потому, что идеальных условий
в жизни не бывает. Подавляющее большинство исследований строится по следующей стратегии
– аналитические выводы о социальном целом, основанные на изучении лишь части целого.
В каждой главе курсовой работы решается ряд задач:
В первой главе раскрываются понятие выборки и основные понятия выборочного
метода, предлагается небольшая историческая справка о теории случайной выборки
и статистических обследований.
Во второй главе рассмотрены основные типы выборок и для каждой из них представлена
процедура выполнения.
И в третьей главе раскрываются понятия качества, объёма и репрезентативности
выборки. А так же рассмотрены основные ошибки, возникающие при составлении выборки
и способы их избежать.
Цель курсовой работы выяснить, какую роль выборка играет в социологическом
исследовании, и какие бывают типы выборок.
Обзор основных источников:
1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология:
Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004. – 176 с. В учебном пособии рассматривается
следующее: понятие прикладной социологии, её функции и место в системе социологического
знания, история возникновения и развития, соотношение с эмпирической социологией.
Основное внимание уделено анализу технологии прикладного социологического исследования,
его видам, этапам, методологии, методике и технике. Дается характеристика методологического
и методического разделов программы исследования. Раскрываются особенности методов
сбора первичной социологической информации и их использования. Заключительная глава
посвящена проблемам обработки, обобщения и анализа данных прикладного социологического
исследования.
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.
– 3-е изд. – М.: КДУ, 2003. – 296с., ил. В данной книге рассматриваются ведущие
методы социологического исследования – опрос, эксперимент, включённое наблюдение,
биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для сбора, анализа
и оценки качества социологических данных. Логика и методы социологического исследования
рассматриваются в книге в контексте более широких исследовательских перспектив и
моделей теоретического объяснения, предопределяющих выбор конкретных методических
решений.
3. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. Колл.
авторов. Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996. – 184с. В книге
рассматривается следующее: понятие социологического исследования, программы, плана
его проведения, методы сбора социологической информации, осуществление обработки
и анализа результатов исследования, а также большое внимание уделяется области прикладной
социологии.
4. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие
для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288с. В этом учебном пособии рассматриваются
типовые методы, приёмы и организационно-технические процедуры проведения эмпирического
(прикладного) социологического исследования. В книге приводятся многочисленнее примеры
из практики, основанные как на работах зарубежных авторов, так и на собственных
эмпирических исследованиях автора. Текстовый материал сопровождается многочисленными
таблицами, отражающими данные реальных исследований, а также графическим отображением
этих данных.
5. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие
для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001.В учебном
пособии определяются сущность, особенности и роль прикладной социологии в структуре
социологического знания. Раскрыты содержание и значимость специальных социологических
теорий, их роль в изучении общества, его основных тенденций и закономерностей. Определена
инновационно-практическая направленность социальных технологий в управлении различными
сферами общественной деятельности, особенно в условиях риска, в экстремальных ситуациях,
в формировании и осуществлении лидерства.
|