|
Регистрация

Проблема социологии

Социологическая теория есть теория "социального мира", и социологическое познание есть институционализированное исследование. Подробно...

Суть социокультуры

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем.
Подробно...

Социальная политика

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон жизни. Подробно...
Новые подходы в объяснении природы психического

В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес). Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими понятиями и принципами.

В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.

Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. “Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.” ”Душу от тела отделить нельзя.”

Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.

Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. – IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальна и едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и языка.

Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.

Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие открытия в психологии.

       
      Европейский тип брачности
      Изменения в семейно-брачных отношениях в Европе были вызваны и становлением здесь капиталистического способа производства.
       
      Брак и семья у русских
      В отличие от европейских стран ведущим типом брака у русских был виролокальный брак, т.е. проживание жены в семье мужа.
      Рекомендуем к прочтению
      Старение населения
      Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны.
      Детская смертность
      Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000, родившихся живыми.
      Причины межрегиональных контрастов
      Мировая практика свидетельствует, что в зависимости от размеров душевого ВВП разные государства так или иначе обеспечивают поддержание минимальных денежных доходов и их определенное соотношение с доходами высокообеспеченных слоев.
      Аборт - всегда аборт
      О видах абортов написано немало, мы лишь кратко коснемся этой темы.